понедельник, 7 ноября 2011 г.

Основные способы разработки технической иллюстрации

Моя статья опубликованная по адресу: http://technical-illustration.ru/2011/11/sposoby-razrabotki-ti/.

Думаю, что потенциальные читатели этого блога не раз задумывались над тем, как сделана та или иная техническая иллюстрация. Давайте попытаемся ответить на вопрос - какие вообще существуют способы разработки технических иллюстраций?

Прежде всего, хотелось бы сразу очертить рамки понятия «техническая иллюстрация», в которых будет вестись обсуждение способов создания технических иллюстраций. Итак, в общем случае под технической иллюстрацией понимается изображение, цель которого научно и с достаточной документальной точностью наглядно изобразить технический объект. Таким образом, технической иллюстрацией может являться чертеж детали или сборочной единицы, различные схемы и графики.

В рамках данной статьи будет рассмотрен наиболее сложный, с точки зрения процесса разработки, вид технических иллюстраций - это иллюстрации на которых технические объекты представлены в виде аксонометрических или перспективных проекций. Кроме того, ключевой особенностью таких иллюстраций является то, что основным и зачастую единственным источником информации для ее создания служит конструкторская документация (Рисунок 1).

clip_image002

Рисунок 1. Пример исходных данных для разработки технической иллюстрации

Анализ существующих способов и инструментов для разработки технических иллюстраций позволил выявить две тенденции в данной области:

- разработка технических иллюстраций с использованием классических методов построения изометрической проекции;

- разработка технических иллюстраций на основе 3D моделей (Рисунок 2).

clip_image004

Рисунок 2. Способы разработки технической иллюстрации.

В рамках тенденции по разработке технической иллюстрации классическими способами можно выделить:

  • создание иллюстрации на бумажном носителе с использованием классических инструментов работы конструктора таких, как линейка, карандаш, циркуль и т.д.;
  • разработка технической иллюстрации с использованием редакторов векторной графики.

Первый из вышеназванных способов был широко распространен и использовался в «до компьютерную» эпоху. Большая часть технических иллюстраций, которые вы сегодня встречаете в документации, разработаны с использованием именно этого способа. Пример иллюстрации, разработанной подобным способом, представлен на рисунке 3.

clip_image006

Рисунок 3. Иллюстрация, разработанная с использованием
классических инструментов работы конструктора.

Судя по той технической документации, которую выпускают предприятия машиностроительной отрасли в нашей стране и странах ближнего зарубежья, данный способ весьма широко распространен и в настоящее время.

По сути, разработка технической иллюстрации с использованием редакторов векторной графики является частным случаем способа создания технической иллюстрации с использованием инструментов конструктора. Способ разработки технической иллюстрации с использованием редакторов векторной графики основан на классических методах построения изометрической проекции, однако обладает рядом особенностей связанных с возможностями редакторов векторной графики, которые позволяют существенно сократить трудоемкость разработки.

Данный способ создания иллюстраций получил свое распространения в США, Канаде, Японии и странах Европы. Среди технических иллюстраторов широко использующих данный способ разработки иллюстраций следует выделить Кевина Халси, Джима Хэтча, Джеймса Провоста, Клинта Форда и др. С работами этих людей вы можете ознакомиться на их личных сайтах, они действительно внушают уважение (Рисунок 4). Что касается использования данного способа разработки технической иллюстрации на территории нашей страны, то он не получил достаточного распространения.

clip_image008

Рисунок 3. Пример иллюстрации, разработанной с использованием
редакторов векторной графики (Автор: Джеймс Провост)

В рамках тенденции по разработке технической иллюстрации на основе 3D моделей можно выделить следующие способы:

  • способ разработки технической иллюстрации на основе твердотельной 3D модели;
  • способ разработки технической иллюстрации на основе полигональной 3D модели;
  • способ разработки иллюстрации с использованием специализированных программных продуктов, предназначенных для разработки технических иллюстраций.

Способ разработки технической иллюстрации на основе твердотельных моделей характеризуется тем, что исходными данными для разработки иллюстраций служат твердотельные 3D модели, созданные в конструкторском бюро предприятия в ходе проектирования изделия, а процесс формирования иллюстраций осуществляется с использованием функционала САПР (Рисунок 4).

clip_image010

Рисунок 4. Пример иллюстрации, разработанной на основе твердотельной 3D модели

Что касается способа разработки технической иллюстрации на основе полигональных моделей, то в его основе лежит использование редакторов трехмерной графики (3D Max, Maya и др.). Иллюстрации, созданные с использованием подобных инструментов, отличаются фотографической точностью передачи внешнего вида изделия. Наибольшее распространение данный способ получил при разработке рекламных материалов (Рисунок 5).

clip_image012

Рисунок 5. Пример иллюстрации, разработанной на основе полигональной 3D модели

Наибольшего внимания, на мой взгляд, заслуживает способ создания иллюстраций с использованием специализированных программных продуктов (Corel Designer Technical Suite, 3DVia Composer, Creo Illustrate (IsoDraw) и др.). По сравнению с другими способами он имеет ряд ключевых преимуществ (этому будет посвящен материал отдельной статьи). Здесь я приведу только пример иллюстрации, разработанной данным способом (Рисунок 6). На нашем блоге уже опубликована статья по созданию технической иллюстрации с использованием Corel Designer Technical Suite.

clip_image014

Рисунок 6. Пример иллюстрации, разработанной
специализированных программных продуктов

Вот кажется и все, что хотелось сказать об основных способах разработки технических иллюстраций. Все способы описаны кратко т.к. есть идея посвятить каждому из них отдельную статью, в которой проследить основные этапы создания технических иллюстраций с использованием того или иного способа. Если необходимость в написании подобных статей существует то пишите свои пожелания в комментариях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий